Модели Мира, принципы построения, закономерности развития. Язык описания Мира. Уровни организации материи на языке элементов, отражение этих процессов в работе парапсихолога, экстрасенса, эзотерика.

Описательную модель пространства, в котором обитает человек, принято называть  моделью мира. Построение моделей мира обусловлено объективными  закономерностями, присущими человеческому  восприятию. Во всех описательных моделях, известных на  сегодняшний день, присутствуют понятия верха и низа, центра и периферии. Такой  принцип ориентации в пространстве для человека обусловлен его физиологией, которая  практически  не изменилась со времен появления «человека  прямоходящего».  

Можно классифицировать модели мира по доминирующим признакам, таким как: вертикально-иерархические отношения в модели, и горизонтально-концентрические.

Для примера рассмотрим вертикально-иерархические отношения:  

Они представляются вертикальной осью, на которую нанизан «пантеон богов»,  Архангелы, Ангелы, а в самом низу находится уже человек. В случае построения  социальной системы, в контексте вертикально-иерархических  отношений,  сразу  под  «осью  мира»  находится  правитель   племени,  государства,  харизматической  группы,  и.т.д.   Вокруг  него  собираются,    в   плоскости,  подданные  или  ученики.

Таким  образом,  возникает  горизонтально-концентрический,  центростремительный  принцип  построения  модели:

Носитель  божественных  отличий,  царь,  стоящий  под  вертикалью,  является  представителем  высшей  мудрости  в  своем  социуме.  Вокруг  него  концентрируются  подданные  или  ученики,  образуя  так  же  иерархические  группы,  в  зависимости  от  удаленности  от  центра-царя  или  учителя.

Социальная  модель  является,  естественно,  проекцией  модели  мироздания  и  строится   в  соответствии  с  ее  законами.  Главнейшей  частью  модели  мира,  мироздания,  является  центр.  Так,  например,  в  древней  Индии  существовала  трехмерная  концентрическая  модель,  где  причина  бытия  была  в  центре,  а  все  иерархии  (духовная  и  социальная)    выстраивались  по  горизонтали  или  вертикали.   

Человек,  ведомый  особенностями  своего  восприятия,  буквально  структурирует  поступающую  информацию,  хотя  так  же  верно  утверждение,  что  информация  корректирует  восприятие.  С  одной  стороны  пространство,  космос,  как  бы  возникают  из  Первочеловека,  с  другой  стороны  пространство  или  космос  создают  человека  и  всех  других  существ  во  всех  мирах.   Оба  эти  процесса  являются  взаимоисключающими  относительно  друг  друга,  хотя  в  отдельном  контексте  каждый  из  них  встраивается  в  закон  причинно-следственных  связей.   В  любом  из  случаев  будет  верен  вывод:  человек  состоит  из  тех  же  компонентов,  что  и  Мироздание  со  всем  содержимым.

Отсюда  вытекает  синхронность  процессов  в  человеке  и  Мироздании.

Векторы  информационных  взаимодействий  определяют  понимание  моделей  мира,  что  видно  из  нашей  истории.  Два  образа  жизни  соперничали  на  Земле:  оседлый  и  кочевой. Оседлый  образ  жизни вели  аграрии,  земледельцы,  а  кочевой  -  скотоводы,  воины  и  охотники.  Первые  всегда  были  добычей  вторых,  и  такое  взаимодействие  породило  синтезный  образ  жизни,  как  у  современных  людей,  а  так  же  модель  описания  мира.  В  Библии,  например,  Христос,  обращался  к  ученикам  на  языке  аграриев:  «Отделите  зерна  от  плевел»,  а  так  же  на  языке  скотоводов: «Господь,  пастор (пастух)  мой», «…агнцы  божьи»,   и.т.д.

В  Каббале,  учении,  возникшем  в  среде  скотоводов  евреев,  появляется  аграрно-скотоводческая   модель  мира,  кабалистическое  древо  или  «древо  сефирот».  С  одной  стороны   характерно  проявлена  вертикаль,  с  другой  -  горизонтальный  принцип.  Ствол  древа  символизирует  вертикальную  иерархию,  а  сефироты  -  горизонтально-центрическую,  т.к.  в  каждой  из  сефир  проявлены  все  остальные,  как  бы  складываясь  одна  в  другую.

Современные  модели  Мироздания  не  имеют  принципиальных  отличий  от  древних  по  уже  указанным  причинам.  Возникает  эффект  «углубления  в  модель»,  посредством  изучения  составляющих  ее  компонентов.  Поскольку  общий  уровень  научно-технического  развития  человечества  значительно  вырос,  Модель  Мира  стала  включать  в  себя  новые  подпространства,  которые  структурируются  все  теми  же основными принципами,  определяющими  восприятие  реальности.  Например,  уровни  организации  материи  в  человеческом  теле  можно  классифицировать,  используя  «натуралистический  язык»  -   язык  стихий  или  первоэлементов:

-  органы  и  ткани,  в  этом  случае,  соответствуют  земле,

-  клетки  тела  соответствуют  воде,

-  молекулярный  уровень  представлен  воздухом,

- атомный  уровень,  естественно,  огонь,

-  уровень  субатомный  -  это  эфир.

В этой ситуации сразу же рождается  модель работы экстрасенса, парапсихолога с клиентом. Для достижения целостного эффекта специалист рассматривает проблему на всех вышеобозначенных  уровнях. Находя уровень «поражения», специалист начинает взаимодействие с клиентом с учетом того, что должны быть, хотя бы косвенно, задействованы и все остальные уровни. Такое утверждение, правомерно хотя бы потому, что человек является целостной системой, где все составные части взаимосвязаны. Например, найдя проблему на клеточном уровне (вода), специалист работает не только с клеткой и чувствами, ни и с молекулярным уровнем (воздух), а так же с атомным и субатомным уровнями (огонь и эфир). Ожидаемым результатом является изменение уровня земли (органы и ткани). Данная модель характерна для энергетического целительства, да и не только.  Для достижения позитивного результата в коррекции ситуации, было бы разумно использование парапсихологом знание о целостной модели Мира. На базе этого знания становится легким обнаружение патологий в индивидуальной картине Мира клиента. Проводя коррекцию ситуации, специалист должен понимать, что подразумевается коррекция картины Мира, и изменения в ней  производятся в соответствии с общечеловеческими канонами построения и восприятия реальности, заложенными в человека самой природой и Господом. Элементом страховки в такой ситуации является тот факт, что выйти за пределы заложенного в человека универсального механизма построения картины Мира, просто невозможно. Так же, как и любой писатель-фантаст не может придумать того, что никогда в будущем не произойдет.

Работа эзотерического плана, связанная с духовным развитием человека, полностью построена на описанных выше правилах, красной нитью среди которых проходит правило «Единство всех религиозных систем и верований в общечеловеческой картине Мира».

Сегодня  мы  легко  можем  сравнить  верования  различных  этносов  и  понять,  что  между  ними  различия  крайне  незначительны  по  сравнению  с  той  глобальной  картиной,  которая  вырисовывается.  Греческий  пантеон  Богов,  например,  подобен  пантеону  древнего  Египта.  Индийский  Бог  Индра  - тот  же  монгольский  Тэнгри,  или  греческий  Зевс - громовержец.  Иранский Бог Митра,  глазом  которого  было  солнце,  напоминает  о  египетском   Боге   Ра.  Современные  религии,  естественно,  имеют  ту  же  архетипическую  базу.  Христианство,  Иудаизм  и  Ислам  произошли  в  одном  регионе,  имеют  общий  первоисточник  (Пророк  Авраам). 

Такая  ситуация  определяет  возникновение  тенденций  к синтезу  религиозных  концепций,   их  детального  рассмотрения  на  предмет  научного  содержания.  Еще  в  конце  девятнадцатого  века  «ищущие  умы»  пророчили  воссоединение  науки  и  религии, выход  человечества  из  тени  предубеждений.  В  целом  ситуация  выглядит  таким  образом,  что  в  современном  человеке  сегодня  воспитывается  Духовное  надрелигиозное   сознание,  но,   к   сожалению,  не  всякий  современный  человек  является  современным  в  вопросе  своих  взглядов  и  убеждений.  Модель  восприятия  Мира  у  многих  людей  в  наши  дни,  зачастую,  не  соответствует    современным  требованиям.  Об  этой  проблеме,  как  о  духовной  проблеме,   писал  в  свое  время  К.Г.Юнг.   На  сегодняшний  день  ситуация   почти   не    изменилась.   Вероятно,   в  масштабах   человечества   в    целом,   в   вопросе  духовного   прогрессирования, должен   пройти   больший   временной  период,   нежели   в   жизни  одного   человека.

Тем не менее, работа над этим вопросом продолжается постоянно. Конечным результатом такой работы станет неизбежная интеграция всех социальных систем знаний,  религий и верований в единую универсальную систему знания и восприятия Мира. Такой процесс мы можем назвать эволюционным, завершающим веху в истории человечества, и переводящим его на следующий виток эволюции.